О Ксенофонте

Сведений о преподобном Ксенофонте Робейском и основанном им монастыре сохранилось чрезвычайно мало, их приходится по крупицам извлекать из различных исторических документов.

Ксенофонтов монастырь впервые упоминается в летописи под 1417 годом в связи со строительством в нем деревянного Никольского храма. Очевидно, незадолго до этого он был основан преподобным Ксенофонтом. Сохранилось предание, что к месту, где был основан монастырь, святой приплыл на плоту, чудесным образом двигавшемся против течения речки Робьи (Робейки). Недалеко от места, где плот пристал к берегу, в нескольких десятках метров от реки, им и был основан монастырь. Но погребен святой был за пределами монастыря на самом берегу речки. По-видимому, место для погребения было еще при жизни определено самим преподобным на том месте, где он ступил на землю после своего чудесного путешествия. Для понимания духовного подвига преподобного Ксенофонта важное значение имеет характеристика местности, в которой он основал монастырь: если до XV в. монастыри основывались в Новгородской земле только в обжитых местах, на берегах крупных судоходных рек или на сухопутных дорогах, то в XV в. появляются обители, основанные вдали он населенных пунктов, в глухих необжитых местах. Именно таким и был Ксенофонтов монастырь. По-видимому, именно в стремлении как можно дальше удалиться от мира и заключалась цель преподобного. Еще одной чертой преподобного Ксенофонта было особое почитание им Варлаама Хутынского. Видимо, это почитание святого Варлаама было столь сильным, что закрепилось в монастыре и после смерти св. Ксенофонта.

В XVII в. подлинные сведения о жизни святого Ксенофонта уже забылись, но сохранялась память о его особом отношении к Варлааму Хутынскому. И его жизнь стали тоже относить к концу XII – началу XIII в., называя учеником преподобного Варлаама. Такое удревнение времени жизни св. Ксенофонта является, конечно, ошибочным. На самом деле, он жил в конце XIV – начале XV в. Но считать его учеником Варлаама Хутынского все-таки можно: только это было не личное общение с великим подвижником, а духовное ученичество у него, для которого не могли являться препятствием два столетия, разделявшие их.

XV–XVI века были временем расцвета Ксенофонтова монастыря. Наряду с деревянными постройками, здесь был возведен каменный храм, в монастыре было значительное количество насельников, обитель владела земельными угодьями в окрестных погостах.

Смертельный удар благополучию Ксенофонтова монастыря, как и многих других монастырей Новгородской земли, был нанесен бурными событиями конца XVI – начала XVII вв. В конце 1570-х – начале 1580-х гг. Ксенофонтов монастырь наполовину запустел. А в 1614 г. обитель была полностью разорена шведами.

Во второй четверти XVII в. была предпринята попытка возобновления монастыря. Но Хутынский монастырь, земли которого граничили с землями Ксенофонтова монастыря, добился в 1651 г. приписки к нему Ксенофонтовой обители. На протяжении всей второй половины XVII в. Ксенофонтов монастырь вел борьбу за право быть самостоятельным. Но в 1694 г. он был окончательно приписан к Хутынскому.

В начале XIX в. значительные территории в Новгородском уезде со всем их населением были приписаны к военному ведомству для устройства здесь военных поселений. Вместе со всей Хутынской волостью отошла к ним и территория Ксенофонтова монастыря. Храм на месте погребения преподобного Ксенофонта стал приходским.

В 1845–1851 гг. древняя монастырская церковь, была сломана, а над мощами святого была построена новая каменная церковь во имя преподобного Ксенофонта, которая была освящена 27 июня 1851 г. В конце XIX – начале XX вв. был установлен ежегодный крестный ход из Хутынского монастыря к этому храму.

После октябрьской революции храм св. Ксенофонта некоторое время продолжал оставаться действующим. Но в 1936 г. было решено его полностью ликвидировать. В секретном предписании, данном властям Новгородского района Ленинградским облисполкомом (напомним, что Новгород в тот период входил в состав Ленинградской области), устанавливалось, что храм, а самое главное — находящиеся в нем под спудом мощи святого Ксенофонта Робейского — должны быть уничтожены. Точная дата разрушения храма неизвестна. Очевидно, он был разрушен около 1938 г.

В настоящее время от церкви св. Ксенофонта Робейского остались одни руины, которые представляют собой небольшой холм высотой около двух метров. На этом холме водружен крест и обозначено место, где под спудом почивают мощи преподобного.

Подробности о Ксенофонтове монастыре можно узнать в научной публикации: И. Ю. Анкудинов. Ксенофонтов Робейский Николаевский монастырь // Новгородский архивный вестник. — Великий Новгород, 2016. — Вып. 13. — С. 83–141.

saint-xenophon-robeysky-1